в книге об уральских мастерах-камнерезах читала о том, как отличить искусственный аметист в огранке от натурального. там написано, что по физико-химическим показателям они полностью идентичны. но если натуральный огранённый аметист опустить в воду, он теряет цвет, остаётся только фиолетовая капелька внутри. а искусственный — не теряет, сохраняет ровную окраску.

ещё там написано, что натуральный малахит слишком мягкий и потому годится только для крупных поделок, но не для ювелирных изделий.

и что вообще натуральные самоцветы на воздухе быстро теряют свои качества. даже драгоценные камни изменяются. например, изумруды и рубины со временем выцветают.
стойкость камня соотносится с его стоимостью. драгоценные — значительно более стойкие.

а ещё в этой книге приведён совет аль-Бируни — испытывать бирюзу раскалённой иглой. если камень поддельный, он обуглится и задымит, появится запах палёного.
таким способом и пластмассовые подделки отличать хорошо)

там же рассказано, что поделочный камень, распространённый сейчас под названием зелёного или медового оникса /по цвету/ — на оникс похож только внешне, да и то не слишком. на самом деле это совсем другой минерал, цветной мрамор. причём даже некоторые камнерезы называют и добросовестно считают этот камень ониксом.
книга издана где-то в начале 1980-х /не имею её под рукой и не помню точные данные/, тогда такие поделки были редки.