
Формула: SiO2
Минерал, чистая природная двуокись кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2).
Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся.
читать дальшеПрактическое значение имеют кристаллы размером от 3-5 см. По форме кристаллы призматические, тригонально-трапециевидные.


Агрегатами горного хрусталя являются сростки кристаллов, двойники, друзы, жеоды, кристаллические «щётки».

Виды:
Аметист,

Цитрин,

Раухтопаз (дымчатый кварц),

Морион,

Волосатик,

«Волосы Венеры» (с включениями Рутила).

«Мармарошские диаманты» — своеобразные прозрачные и очень чистые, хорошо образованные, с двумя головками и сильным блеском кристаллики. Они впервые обнаружены в 1855 г. в одноименном массиве Карпат, а позже в Крыму и Якутии.
Размеры кристаллов 1-12 мм, форма призматически-дипирамидальная.
Мармарошские диаманты могут использоваться в ювелирной промышленности без огранки.

Монокристаллы горного хрусталя выращивают в автоклавах на затравках, за год таким образом может вырасти пьезооптический кристалл без дефектов массой в 2-3 кг.

Античные греки и римляне вырезали из горного хрусталя печати, сосуды, украшения. А. Ферсман писал, что у Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов.
Римские патриции летом охлаждали руки шарами из горного хрусталя.
Из кристаллов вырезали зажигательные линзы, с помощью которых жрецы «божественным огнём» зажигали огонь на жертвенниках.
В Китае и Японии изготавливали идеальные шары, многие из которых экспонируются в различных музеях мира. Так, в Национальном музее США в Вашингтоне хранится шар китайской работы диаметром 327 мм, близкий по форме к идеальному.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I, выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши, «рукомой» и т. д.
Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусств в Вене.
В Американском музее естественной истории в Нью-Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.
В России XVIII—XIX вв. из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки, церковную утварь.

В романе «Саламбо» Г. Флобер описывает карфагенский храм, в котором мистическую роль играет хрустальное яйцо, покоящееся на медной колонне.
Греческий поэт Ономакрит (V в. до н. э.) считал, что боги не в силах отказать человеку, если он пришёл в храм, держа в руках горный хрусталь.
Римские врачи в начале нашей эры применяли шары из горного хрусталя как «зажигательные стекла» для прижигания ран.
_wm.jpg)
Некогда в Европе горный хрусталь называли «арабским» или «богемским алмазом».
В Японии горный хрусталь считали замёрзшим дыханием дракона.
В зороастризме считалось, что небо состоит из горного хрусталя.
Согласно преданиям, боги пьют амброзию только из хрустальных кубков.
Чистота и прозрачность горного хрусталя стали символом скромности и чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.(с) вики

Горный хрусталь с включениями турмалина и мусковита:
@темы:
кварц,
цитрин,
Цитируя энциклопедию,
морион,
волосатик,
раухтопаз,
горный хрусталь,
аметист,
Фото